АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ


27.02.05
Разработан сайт нашей компании

архив новостей

Замена ЕСН страховыми взносами в фонды

Федеральными законами от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ и 213-ФЗ внесены значительные  изменения в пенсионную систему России.

Закон № 212-ФЗ определяет положения, связанные с переходом на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Закон № 213-ФЗ вносит изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона № 212-ФЗ и определяет Новый порядок исчисления пенсий  для отдельных категорий пенсионеров.

Для организаций основной интерес представляет закон № 212-ФЗ.

Сразу же возникает вопрос: в связи с чем так круто меняется ситуация в данной сфере. Дело в том, что в настоящий период, Пенсионный фонд РФ на 80 процентов финансируется из бюджета, а это означает, что размер пенсий и их выплата  зависит не столько от трудового вклада, а от экономической ситуации в стране, а если точнее, от цены нефти и газа на внешнем рынке.

Достаточно указать, что дефицит бюджета ПФ РФ может составить в 2009 г. 1 триллион рублей.

Меры по реформированию пенсионной системы фактически не дали положительных результатов. Дело в том, что ЕСН был введен в 2001 году вместо существовавших и тогда страховых взносов в 3 фонда. Но ничего единого в налоге не было. Не сработало и некоторое снижение ставки ЕСН по сравнению с платежами в фонды с 38 процентов до 35,6 процента. Бизнес не ответил на снижение ставки ЕСН адекватным увеличением отчислений. Не дало ожидаемых результатов и дальнейшее снижение ставки ЕСН с 2005 года до 26 процентов. Возможно, бюджет и продолжал бы дотировать Пенсионный фонд, но тут эту проблему обострил грянувший кризис. С другой стороны не повышать существенным образом пенсии стала  уже невозможно. Поэтому остался только единственный вариант: увеличить нагрузку на бизнес, что должно, по мысли законодателей и авторов реформы, обеспечить резкий рост размера пенсий в самой ближайшей перспективе.

До обзора конкретных изменений, для начала отметим, что за 2009 г. отчитаться за 2009 г. необходимо будет по старому – в налоговые службы.

Отметим также, что новое законодательство не распространяет свое действие на уплату взносов несчастных случаев на производстве, а также на обязательное страхование неработающего населения, которые регулируются соответствующими законами.

В ст. 2 закона № 212-ФЗ определены понятия, используемые в законе. Фактически они повторяют положения ст. 11, п. 2 НК РФ.

Принципиальным является то, что в ст. 3 закона (п.1) определено: контроль за уплатой страховых взносов осуществляет:

- Пенсионный фонд РФ в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

- Фонд социального страхования РФ в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Перечень изменений. Начнем со  ставок. Напомним, что до 2010 г. ставки  единого социального налога в соответствии со ст. 241 НК РФ составляют (для организаций работающих на общей системе налогообложения):

- в ПФ РФ – 20 процентов;

- в ФСС РФ – 2,9 процента;

- в фонды обязательного медицинского страхования – 3,1 процента.

Итого: 26 процентов к сумме выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц.

Что касается тех же  компаний на общей  системе налогообложения, то для них на 2010 год установлены те же ставки, что и в 2009 г. (ст.57 Закона № 212-ФЗ):

- 20 процентов – пенсионные взносы;

- 2,9 процента – взносы в ФСС РФ;

- 1,1 процента – в федеральный ФОМС;

- 2 процента – в территориальные ФОМС.

Разница заключается лишь в том, что в федеральный бюджет, куда уходила до 2010 года часть ЕСН, перечислять платежи организациям с 2010 г. больше не придется.

Распределение отчислений в пенсионный фонд в 2010 году, как и ранее, будет зависеть от возраста сотрудника (ст. 27 закона № 213-ФЗ): с выплат работникам, которые родились в1966 году и ранее, вся сумма пенсионных взносов (20 процентов), направляется на финансирование страховой части. Если же сотрудник моложе, то перечисление идет двумя платежками: 14 процентов – на финансирование страховой части; 6 процентов – в накопительную часть.

Таким образом, мы видим, что с 2010 г. вся сумма отчислений остается в ПФ РФ. С 2011 г. взносы в ПФР в размере 26 процентов будут распределяться следующим образом: для лиц 1966 г. и старше – все 26 процентов на финансирование страховой части, для лиц 1967 г. и моложе – 20 процентов в страховую часть и 6 процентов в накопительную часть.  

Что касается тарифов на следующие периоды, то они представлены в следующей таблице.

Размеры тарифов страховых взносов

Наименование фонда

Организации

2009-
2010 г., %

2011-
2012 г., %

2013-
2014 г., %

2015 г., %

Пенсионный фонд

На обычной системе налогообложения

20

26

26

На спецрежимах

14

16

21

Фонд социального

страхования

 

На обычной системе налогообложения

2,9

2,9

На спецрежимах

        —

1,9

2,4

Федеральный фонд обязательного медицин-ского страхования

 

На обычной системе налогообложения

1,1

2,1

2,1

На спецрежимах

1,1

1,6

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

На обычной системе налогообложения

2

3

3

На спецрежимах

1,2

2,1

ИТОГО

На обычной системе налогообложения

26

34

34

На спецрежимах

14

20,2

27,1

 

Из таблицы видно, что Закон № 212-ФЗ направлен на пополнение средств ПФР и ФОМС.

Тарифы в ФСС для общего режима налогообложения остались прежними, хотя за счет этого фонда выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности и связанные с материнством.

Для ряда налогоплательщиков были предусмотрены льготы по выплате взносов. С 2015 года никакие льготы действовать уже не будут.

В переходный период с 2011 года по 2014 год предусмотрены льготные тарифы для отдельных категорий плательщиков, в том числе для резидентов технико-внедренческих особых экономических  зон и для организаций, использующих труд инвалидов (ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Переход их к общему страховому тарифу в 34 % будет постепенным и завершится в 2014 году.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и работающих на указанной территории, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД, для страхователей, в отношении проводимых выплат физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, и ряда перечисленных организаций, имеющих отношение к инвалидам, тариф составляет 14 % (п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ), в т. ч. на финансирование страховой части для  лиц 1966 г. и старше – 14 %, у лиц 1967 г. рождения и моложе страховая часть составит 8 %, накопительная – 6 %. Таким образом, «упрощенцы» и плательщики ЕНВД в 2010 году уплачивают взносы исключительно в ПФР в размере 14 %. В дальнейшем никакие льготы для них не предусмотрены.                        

Отметим, что с 2011 года платить  взносы по совокупной ставке 34 процента будут организации не только на общем режиме налогообложения, но и те, кто применяет УСН и ЕНВД.

Достаточно резкое повышение ставок ляжет тяжелым дополнительным бременем на организации, в первую очередь на работающих по УСН. Как заявил замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, увеличение налоговой нагрузки в 2011 году в связи  с заменой ЕСН составит 800-850 млрд. рублей. Очевидно, что это, наряду с кризисными явлениями в экономике, вынудит работодателей искать способы компенсировать возрастающую нагрузку. Так, возможно, начнется снижение зарплат, в больших масштабах будут применяться серые схемы выплаты зарплаты в конвертах. Это в свою очередь уменьшит социальную защищенность работников.

Не производящие выплаты физическим лицам индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой, будут уплачивать не только фиксированные взносы в ПФР, но и взносы в ФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (подп. 2 п.1 ст.5, п. 1 ст. 14 Закона  № 212-ФЗ). В соответствии с часть 2 статьи 13   Закона № 212-ФЗ такая стоимость  равна произведению минимального размера оплаты труда (установленного  на начало  финансового года) и тарифа в соответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12. Взносы будут уплачиваться  в ПФР и ФОМС, взносы в ФСС они не уплачивают (подп. 2 п.1 ст. 5, ст.12, ч.1 ст.14 Закона № 212-ФЗ).

С учетом того, что тарифы взносов для этих лиц такие же, как и для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам ( ч. 4 ст. 57 Закона № 212-ФЗ), в 2010 году они должны заплатить:

  • в ПФР – МРОТ  х  20 %  х  12;
  • в ФФОМС – МРОТ  х 1,1 %  х  12;
  • в ТФОМС – МРОТ  х  2 %  х  12.

С 2011 года тарифы поменяются: на ПФР – 26 %, ФФОМС – 2,1 %, ТФОМС – 3 %.

База  для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, принципиально остается прежней: выплаты по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам. С выплат по гражданско-правовым договорам по-прежнему не придется платить взносы в ФСС РФ.

Однако есть достаточно серьезное отличие от действующей ранее системы. Оно заключается в том, что безотносительно за счет какого источника делаются выплаты, они облагаются страховыми  взносами. С одной стороны это увеличивает налоговую нагрузку на организации. Более того, из текста закона не ясно, за счет каких источников будут начисляться страховые взносы, если выплаты будут делаться из прибыли. Рассмотрим эту ситуацию на следующем примере. Работнику в связи с его юбилеем выплачивается премия. Естественно это делается за счет прибыли. До 2010 года эта премия не облагалась ЕСН. С 2010 года она будет облагаться взносами. За счет каких же источников необходимо будет уплачивать страховые взносы?  Закон  № 212-ФЗ не дает прямого ответа на данный вопрос. Однако, по нашему мнению, можно предполагать, что Минфин РФ займет  однозначную  позицию: в этой ситуации и взносы должны выплачиваться за счет прибыли. Соответственно можно ожидать от организаций стремления перенести любые выплаты за счет себестоимости.

С другой стороны закончатся споры с налоговой службой по поводу того, за счет какого источника делались выплаты  и возникает или не возникает необходимость уплаты ЕСН.

В ст.7 закона (п.3) определено, что не относятся к объекту обложения страховыми взносами, выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности на имущество. Также не облагаются выплаты по договорам  аренды имущества (имущественные права).

Освобождаются от уплаты взносов с 2010 года выплаты по договорам с иностранцами, временно пребывающими на территории РФ. Ранее они освобождались только от взносов в ПФ РФ. Льгота не распространяется на работников, у которых есть вид на жительство или разрешение на временное проживание. Эта категория работников облагается  взносами по полной программе.

Не будут облагаться взносами суммы материальной помощи, но в размере не более 4 тысяч рублей в год на работника.

По-прежнему не облагаются расходы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

В случае командировок не облагаются взносами суточные (в любом размере – в отличие от НДФЛ), расходы по проезду (в том числе по проезду  в аэропорт или на вокзал), расходы по найму помещения и ряд других командировочных расходов.

Облагаются взносами компенсационные выплаты в случае увольнения за неиспользованный отпуск (в отличие от прежней ситуации).

Не облагаются  суммы, единовременной материальной помощи, оказываемой работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.

В то же время исчезло упоминание о том, что не облагаются  взносами суммы единовременной  материальной помощи, выплачиваемой членам семьи умершего работника.

Но дело в том, что (п.1.ст.7) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты в пользу физических  лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Но ведь члены семьи умершего работника никоим образом к данной категории не относятся. Поэтому они и не подпадают, по нашему мнению, под налогообложение.

Законом  № 212-ФЗ установлена предельная величина выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы взиматься не будут (п.4 ст.8).

На 2010 год эта сумма составляет 415 тыс. руб. Она исчисляется нарастающим итогом с начала года. В последующие годы эта величина будет индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы согласно решениям Правительства РФ, Величина 415 тыс. руб. – это 135 процентов от среднего заработка в стране (Российская газета от 2.07.2009).

С сумм сверх данного лимита до конца года платить не нужно.

Этим лимитом поставлен барьер для высокооплачиваемых работников, которые в ином случае могли бы претендовать на высокий уровень пенсий. Данный подход может привести   к уравниловке в размере пенсий.

Если  же высокооплачиваемые работники захотят увеличить свою пенсию, то они могут воспользоваться системой добровольного пенсионного страхования, которое предполагает софинансирование со стороны государства, а в оптимальном варианте и со стороны работодателей.

В определенной степени существует опасность того, что в небольших организациях руководитель будет получать (де-юре) высокую зарплату, а затем распределять ее между работниками. В результате страховые взносы на работников этой организации будут минимальны, что отразится на их пенсионном обеспечении, но позволит минимизировать расходы на уплату страховых взносов.

Введение данной системы отразится в определенном плане на налоговой нагрузке в различных отраслях России.

Рассмотрим это на примере.

За год за работника с оплатой труда от 35 тысяч рублей и выше организация перечислит в фонды:

415 000 руб. х 34 % = 141 000 руб.,

в том числе:

·          в ПФ РФ – 108 000 руб.;

·          ФОМС – 21 000 руб.;

список актуальных статей

   Москва, ул. Новая Басманная, д. 19, стр. 2, этаж 3, оф.5 LACONICA-ANT@MAIL.RU
8 (499) 261-12-18, 8(499) 267-73-14, 8 (903) 968-75-25
Создание сайта Создание сайта Neox Systems