АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ


01.12.14
Добавлена статья "Налог на имущество физических лиц в 2015г."

архив новостей

Изменения в порядке исчисления уплаты страховых взносов

Изменения в порядке исчисления уплаты страховых взносов Федеральными законами от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ и 213-ФЗ внесены значительные изменения в порядок уплаты страховых взносов. Закон № 212-ФЗ определяет положения, связанные с переходом на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Закон № 213-ФЗ вносит изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона № 212-ФЗ и определяет Новый порядок исчисления пенсий для отдельных категорий пенсионеров. Для организаций основной интерес представляет Закон № 212-ФЗ. Сразу же возникает вопрос в связи с чем так круто меняется ситуация в данной сфере. Дело в том, что в настоящий период, Пенсионный фонд РФ на 80 процентов финансируется из бюджета, а это означает, что размер пенсий и их выплата зависит не столько от трудового вклада, а от экономической ситуации в стране, а если точнее, от цены нефти и газа на внешнем рынке. Достаточно указать, что в соответствии с Законом № 258-ФЗ от 04.10.2010 г. «Об исполнении бюджета ПФ РФ за 2009 г., в части не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, бюджет исполнен с превышением расходов над доходами в сумме 36,8 млрд. рублей. Это объясняется тем, что в 2009 г. были увеличены размеры базовых частей трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца; осуществлена индексация страховой части указанных пенсий на 7,5%, проведено дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии на 17,5 процента. В результате проведенных мероприятий, в частности, средний размер трудовой пенсии по старости за 2009 г. повысился на 1 720 рублей, средний размер социальной пенсии на конец года достиг величины прожиточного минимума пенсионера РФ и составил 4245 рублей. В соответствии с Законом от 10.2010 г. № 256 дефицит бюджета Федерального фонда ОМС составил в 2009 г. 3 475 млн. рублей, вместо запланированного профицита в сумме 5 млрд. рублей. Аналогичная ситуация и с Фондом социального страхования. Его дефицит в 2009 г. составил 8 455 млн. рублей (Закон № 257-ФЗ от 04.10.2010 г.). Рассмотрим в начале этого раздела, какие новшества начали действовать в 2010 г. и внесли изменения в деятельность организаций. Меры по реформированию пенсионной системы фактически не дали положительных результатов. Дело в том, что ЕСН был введен в 2001 году вместо существовавших и тогда страховых взносов в 3 фонда. Но ничего единого в налоге не было. Не сработало и некоторое снижение ставки ЕСН по сравнению с платежами в фонды с 38 процентов до 35,6 процента. Бизнес не ответил на снижение ставки ЕСН адекватным увеличением отчислений. Не дало ожидаемых результатов и дальнейшее снижение ставки ЕСН с 2005 года до 26 процентов. Возможно, бюджет и продолжал бы дотировать Пенсионный фонд, но тут эту проблему обострил грянувший кризис. С другой стороны не повышать существенным образом пенсии стало уже невозможным. Поэтому остался только единственный вариант: увеличить нагрузку на бизнес, что должно, по мысли законодателей и авторов реформы, обеспечить резкий рост размера пенсий в самой ближайшей перспективе. Так в ст. 2 Закона № 212-ФЗ определены понятия, используемые в законе. Фактически они повторяют положения ст. 11, п. 2 НК РФ. Принципиальным является то, что в ст. 3 Закона (п.1) определено: контроль за уплатой страховых взносов осуществляет: - Пенсионный фонд РФ взносов в ПФР и в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование; - Фонд социального страхования РФ – в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование. Перечень изменений, которые начали действовать с 2010 г. Начнем со ставок. Напомним, что до 2010 г. ставки единого социального налога в соответствии со ст. 241 НК РФ составляли (для организаций работающих на общей системе налогообложения): - в ПФ РФ – 20 процентов; - в ФСС РФ – 2,9 процента; - в фонды обязательного медицинского страхования – 3,1 процента. Итого: 26 процентов к сумме выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц. Что касается тех же компаний на общей системе налогообложения, то для них на 2010 год установлены те же ставки, что и в 2009 г. (ст. 57 Закона № 212-ФЗ). Разница заключается лишь в том, что в федеральный бюджет, куда уходила до 2010 года часть ЕСН, перечислять платежи организациям с 2010 г. больше не придется. Распределение отчислений в пенсионный фонд в 2010 году, как и ранее, зависит от возраста сотрудника (ст. 27 Закона № 213-ФЗ): с выплат работникам, которые родились в 1966 году и ранее, вся сумма пенсионных взносов (20 процентов), направляется на финансирование страховой части. Если же сотрудник моложе, то перечисление идет двумя платежами: 14 процентов – на финансирование страховой части; 6 процентов – в накопительную часть. Таким образом, мы видим, что с 2010 г. вся сумма отчислений остается в ПФ РФ. С 2011 г. взносы в ПФР в размере 26 процентов будут распределяться следующим образом: для лиц 1966 г. и старше – все 26 процентов на финансирование страховой части, для лиц 1967 г. и моложе – 20 процентов в страховую часть и 6 процентов в накопительную часть. Что касается тарифов, которые начнут действовать с 2011 г., то они таковы: - в ПФР (для организаций действующих на обычной системе и на упрощенной системе налогообложения) - 26 процентов; - в ФСС – 2,9 процента; - в фонды ОМС – 5,1 процента. Итого – 34 процента. Тарифы в ФСС для общего режима налогообложения остались прежними, хотя за счет этого фонда выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности и связанные с материнством. Для ряда налогоплательщиков были предусмотрены льготы по выплате взносов. С 2015 года никакие льготы действовать уже не будут. В переходный период с 2011 года по 2014 год предусмотрены льготные тарифы для отдельных категорий плательщиков, в том числе для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и для организаций, использующих труд инвалидов (ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Переход их к общему страховому тарифу в 34 % будет постепенным и завершится в 2014 году. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и работающих на указанной территории, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД, для страхователей, в отношении проводимых выплат физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, и ряда перечисленных организаций, имеющих отношение к инвалидам, тариф составляет 14 % (п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ), в т.ч. на финансирование страховой части для лиц 1966 г. и старше – 14 %, у лиц 1967 г. рождения и моложе страховая часть составит 8 %, накопительная – 6 %. Таким образом, «упрощенцы» и плательщики ЕНВД в 2010 году уплачивают взносы исключительно в ПФР в размере 14 %. В дальнейшем никакие льготы для них не предусмотрены. Напомним, что с 2011 года платить взносы по совокупной ставке 34 процента будут организации не только на общем режиме налогообложения, но и те, кто применяет УСН и ЕНВД. Достаточно резкое повышение ставок ляжет тяжелым дополнительным бременем на организации, в первую очередь на работающих по УСН. Как заявил замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, увеличение налоговой нагрузки в 2011 году в связи с заменой ЕСН составит 800-850 млрд. рублей. Очевидно, что это, наряду с кризисными явлениями в экономике, вынудит работодателей искать способы компенсировать возрастающую нагрузку. Так, возможно, начнется снижение зарплат, в больших масштабах будут применяться серые схемы выплаты зарплаты в конвертах. Это в свою очередь уменьшит социальную защищенность работников. Не производящие выплаты физическим лицам индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой, будут уплачивать не только фиксированные взносы в ПФР, но и взносы в ФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (подп. 2 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона № 212-ФЗ такая стоимость равна произведению минимального размера оплаты труда (установленного на начало финансового года) и тарифа в соответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12. Взносы будут уплачиваться в ПФР и ФОМС, взносы в ФСС они не уплачивают (подп. 2 п. 1 ст. 5, ст. 12, ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). С учетом того, что тарифы взносов для этих лиц такие же, как и для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам (ч. 4 ст. 57 Закона № 212-ФЗ), в 2010 году они платили: • в ПФР – МРОТ х 20 % х 12; • в ФФОМС – МРОТ х 1,1 % х 12; • в ТФОМС – МРОТ х 2% х 12. С 2011 года тарифы поменяются: по ПФР – 26%, ФФОМС – 2,1 %, ТФОМС – 3 %. База для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, принципиально остается прежней: выплаты по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам. С выплат по гражданско-правовым договорам по-прежнему не придется платить взносы в ФСС РФ. Однако есть достаточно серьезное отличие от действующей ранее системы. Оно заключается в том, что безотносительно за счет какого источника делаются выплаты, они облагаются страховыми взносами. С одной стороны это увеличивает налоговую нагрузку на организации. Более того, из текста закона не ясно, за счет каких источников будут начисляться страховые взносы, если выплаты будут делаться из прибыли. Рассмотрим эту ситуацию на следующем примере. Работнику в связи с его юбилеем выплачивается премия. Естественно это делается за счет прибыли. До 2010 года эта премия не облагалась ЕСН. С 2010 года она будет облагаться взносами. За счет каких же источников необходимо будет уплачивать страховые взносы? Закон № 212-ФЗ не дает прямого ответа на данный вопрос. Однако, по нашему мнению, можно предполагать, что Минфин РФ займет однозначную позицию: в этой ситуации и взносы должны выплачиваться за счет прибыли. Соответственно можно ожидать от организаций стремления перенести любые выплаты за счет себестоимости. С другой стороны закончатся споры с налоговой службой по поводу того, за счет какого источника делались выплаты и возникает или не возникает необходимость уплаты страховых взносов. В ст. 7 Закона (п. 3) определено, что не относятся к объекту обложения страховыми взносами, выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности на имущество. Также не облагаются выплаты по договорам аренды имущества (имущественные права). Освобождаются от уплаты взносов с 2010 года выплаты по договорам с иностранцами, временно пребывающими на территории РФ. Ранее они освобождались только от взносов в ПФ РФ. Льгота не распространяется на работников, у которых есть вид на жительство или разрешение на временное проживание. Эта категория работников облагается взносами по полной программе. И ранее многие российские компании принимали на работу граждан СНГ, что позволяло им весьма существенно экономить на зарплате таких граждан. Эта зарплата, как правило, существенно ниже, чем у российских граждан. С 2010 г. эта ситуация вызывает большой интерес и по другой причине. В соответствии со ст. 9, п. 15 Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 полностью освобождается от уплаты страховых взносов «…суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ…» По нашему мнению это справедливо, поскольку иностранец временно пребывающий на территории РФ, не может получить пенсии, бесплатных медицинских услуг и услуг за счет системы социального страхования. До 2010 г. позиция Минфина заключалась в следующем: согласно п. 1 ст. 7 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», застрахованными лицами, помимо граждан РФ, являются иностранные граждане постоянно или временно проживающие на территории РФ, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера. Таким образом, под эту категорию не подпадали иностранцы, временно пребывающие на территории РФ. Однако это касалось только пенсионного страхования. Что же касается медицинского страхования и социального страхования, то эти взносы необходимо было платить за временно пребывающих на территории РФ иностранцев. Такая позиция, в частности, была озвучена в письме МФ РФ от 15.02.2008 г. № 03-04-06-02/14. Временно пребывающие на территории РФ иностранцы – это особая категория. Это лица, въехавшие на территорию РФ на основании визы или в безвизовом порядке и имеющие на руках миграционную карту. Правовой статус временно пребывающего на территории РФ иностранца определяют следующие документы: - документ, удостоверяющий личность; - миграционная карта; - виза (если иностранец въехал на территорию РФ в визовом режиме). Миграционная карта содержит сведения о въезжающем в РФ иностранце. Безвизовый въезд разрешен гражданам Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, т. е. всех стран СНГ, кроме Грузии и Туркмении. Разрешение на работу гражданин получает в миграционной службе. Порядок получения разрешения на работу прописан в правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681. Львиную долю работников, которые принимаются на работу, составляют граждане указанных выше стран. Срок временного пребывания в РФ иностранца, прибывшего на территорию РФ в безвизовом режиме, не может превышать 90 суток. По истечении этого срока он обязан выехать из РФ. Срок временного пребывания в РФ иностранца, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (услуг) продлевается на срок действия договора, но не более чем на один год, исчисляемого со дня въезда иностранца в РФ. Что касается российских работодателей, то необходимо отметить следующее. Они могут принять на работу иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом режиме, без получения разрешения на привлечение и использования иностранцев (п. 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ). Необходимо лишь уведомить об использовании труда иностранцев органы ФМС РФ и службы занятости о соответствующем субъекте РФ. Такие уведомления направляются в срок не позднее трех рабочих дней с момента заключения трудового договора с иностранцем. Разрешение на работу выдается самому работнику на основании его заявления в органы ФМС. При нарушении определенных правил использования труда иностранцев, российской организации грозят весьма существенные штрафы. Так, к примеру, при приеме на работу иностранца при отсутствии у него разрешения на работу, влечет за собой штраф на организацию в размере от 250 тыс. руб. до 800 тыс. руб., либо административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток (ст. 18.15 КОАП РФ). Пример. Гражданин Таджикистана въехал на территорию РФ 1 мая 2011 г. На границе он получил бланк миграционной карты и заполнил его. Пограничная служба в этом документе поставила отметку о дате пересечения границы. Поскольку граждане Таджикистана относятся к безвизовым иностранцам, то максимальный срок их пребывания на территории РФ составляет 90 суток. Если до истечения срока действия визы он не найдет работодателя, то не позднее 29 июля 2011 г. он должен будет покинуть территорию РФ. Предположим, данному гражданину удалось найти работодателя, и он заключил трудовой договор с российской организацией. Безотносительно того, на какой срок будет заключен договор, срок пребывания гражданина Таджикистана заканчивается 30 апреля 2012 года. Временно пребывающий в РФ иностранец не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона ________). Подводя итоги, следует отметить следующее. Безусловно, легальная возможность освободиться от уплаты страховых взносов в 2011 и последующих годах, привлечет внимание многих организаций в России. Нетрудно предугадать, что ряд организаций организуют работу иностранцев вахтовым методом: отработал год, вернулся на родину, следом приезжает другая группа временно пребывающих в РФ. Эта система хороша еще и тем, что позволяет свести и НДФЛ к 13 процентам, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 207 НК налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Очевидно, что законодатели чисто формально подошли к этой ситуации. Если такая возможность будет широко использоваться, то это приведет к еще большим проблемам Пенсионного фонда России. Представляется, что необходимо внести коррективы в законодательство. Так, в частности, можно предложить, без регистрации в ПФ временно пребывающих в РФ иностранцев, обязать организации, использующих их труд, уплачивать в ПФ РФ определенный процент от их доходов. Это будет справедливо с социальной точки зрения и в какой-то степени, пусть даже минимальной, уменьшить проблемы пенсионного обеспечения жителей России. Кроме данного варианта предлагаются и иные возможности снижения налоговой нагрузки за счет страховых взносов. Это также как использование ученического договора, совмещение Трудового договора и договора с тем же сотрудником как индивидуальным предпринимателем, использование компенсационных выплат, материальная помощь со стороны профсоюзов. К возможностям использования данных рекомендаций следует относиться весьма осторожно. Почти все они, кроме использования иностранцев, создают серьезные технические трудности, не всегда легальны и т.д. Поэтому их использование в практике сложно. Отдельно следует рассмотреть вопрос с подарками. Они не относятся к объектам обложения страховыми взносами независимо от того, сколько стоят (п. 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). Чтобы не начислять взносы Минздравсоцразвития рекомендует оформить договор дарения (письмо от 05.03.2010 г. № 473-19). Этот вариант позволяет поощрить персонал в любом размере и экономить на страховых взносах без риска. Однако требованием Минздравсоцразвития по поводу заключения письменного договора можно поспорить. Гражданский кодекс РФ (п. 2 ст. 574) обязывает заключать договор дарения между компанией и сотрудниками только в письменной форме в случае, если стоимость подарка превышает 3 тыс. руб. А значит, в остальных случаях наличие письменного договора обязательным условием не является. Не будут облагаться взносами суммы материальной помощи, но в размере не более 4 тысяч рублей в год на работника. По-прежнему не облагаются расходы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. В случае командировок не облагаются взносами суточные (в любом размере – в отличие от НДФЛ), расходы по проезду (в том числе по проезду в аэропорт или на вокзал), расходы по найму помещения и ряд других командировочных расходов. Облагаются взносами компенсационные выплаты в случае увольнения за неиспользованный отпуск (в отличие от прежней ситуации). Не облагаются суммы, единовременной материальной помощи, оказываемой работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи. В то же время исчезло упоминание о том, что не облагаются взносами суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой членам семьи умершего работника. Но дело в том, что (п. 1 ст. 7) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Но ведь члены семьи умершего работника никоим образом к данной категории не относятся. Поэтому они не подпадают, по нашему мнению, под налогообложение. Как известно, облагаемый лимит базы для начисления страховых взносов составляет 415 тыс. руб. (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). В п. 5 указывается, что эта величина ежегодно индексируется в соответствии с ростом средней зарплаты в РФ. Размер индексации определяется Правительством РФ. Председатель Правления ПФР А. Дроздов на 19-ой Балтийской конференции по вопросам социального обеспечения сообщил предварительную величину облагаемого лимита на 2011 год. Минздравсоцразвития РФ рассчитал величину этого лимита, которая предварительно составит 463 тыс. рублей. Этим лимитом поставлен барьер для высокооплачиваемых работников, которые в ином случае могли бы претендовать на высокий уровень пенсий. Данный подход может привести к уравниловке в размере пенсий. Если же высокооплачиваемые работники захотят увеличить свою пенсию, то они могут воспользоваться системой добровольного пенсионного страхования, которое предполагает софинансирование со стороны государства, а в оптимальном варианте и со стороны работодателей. В определенной степени существует опасность того, что в небольших организациях руководитель будет получать (де-юре) высокую зарплату, а затем распределять ее между работниками. В результате страховые взносы на работников этой организации будут минимальны, что отразится на их пенсионном обеспечении, но позволит минимизировать расходы на уплату страховых взносов. Введение данной системы отразится в определенном плане на налоговой нагрузке в различных отраслях народного хозяйства России. Рассмотрим это на примере. За год за работника с оплатой труда от 35 тысяч рублей и выше организация перечислит в фонды в 2010 году: 415 000 руб. х 34 % = 141 000 руб., в том числе: • в ПФ РФ – 108 000 руб.; • ФОМС – 21 000 руб.; • ФСС – 12 000 руб. Таким образом, вместо трехступенчатой вводится более простая двухступенчатая шкала отчислений. Попытаемся определить, какие предприятия выиграют от применения данной системы, а какие проиграют. Очевидно, что отрасли, в которых месячная зарплата работающих находится на уровне 50-60 тысяч рублей, фактически уже во второй половине года перестанут платить отчисления в фонды. Это отрасли ТЭК, финансовые, банковские и подобные организации. В то же время налоговая нагрузка в таких отраслях, как легкая и пищевая промышленность, торговля, научная и образовательная деятельность, здравоохранение будет выше, чем в высокооплачиваемых отраслях народного хозяйства. Если посчитать налоговую нагрузку в виде отчислений в фонды, то увидим, что в относительном выражении для отраслей с невысокой оплатой труда она в разы будет превышать нагрузку для отраслей с высоким уровнем оплаты труда. Возьмем для сравнения организацию с уровнем оплаты труда одного работающего в размере 60 тысяч рублей. От оплаты труда этого работника будут делаться отчисления в фонды только в течение первых шести месяцев, так как в седьмом месяце оплата труда составит 420 тысяч рублей. За эти шесть месяцев в фонды будет перечислено: 360 000 руб. х 34 % = 122 000 руб. В целом за год оплата труда составит: 60 000 руб. х 12 мес. = 720 000 руб. Нагрузка на оплату труда: 122 000 руб. : 720 000 руб. = 17 %. Если же взять организацию, где оплата труда работника составляет 35 тысяч рублей, то отчисления в фонды будут делаться в течение 11 месяцев налогового периода. Они составят 385 тысяч рублей. В фонды за этот период будет перечислено: 385 000 руб. х 34 % = 131 000 руб. Если это отнести к оплате труда за год, то процент составит: 131 000 руб. : 420 000 руб. = 31 %. Таким образом, сравнительная нагрузка на организации с невысокой оплатой будет значительно более высокой, чем на организации с высокой оплатой труда. На наш взгляд, это достаточно существенный недостаток предлагаемой системы. У тех граждан РФ, которые хотят увеличить свою пенсию, существует возможность сделать это, воспользовавшись законодательством, которое дает такое право. В 2008 году вышли в свет два закона, которые предлагают пути решения определенной модернизации пенсионной системы. Основополагающим является закон № 56-ФЗ от 30 апреля 2008 года «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В ст. 1 Закона принципиальным считается то, что порядок стимулирования является добровольным для граждан России. В ст. 3 важным является положение, в соответствии с которым, застрахованное лицо, уплачивающее дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, вправе прекращать либо возобновлять уплату этих взносов, а также определять их размер. Право на получение накопительной части трудовой пенсии, сформированной за счет: - дополнительных страховых взносов застрахованного лица; - взносов работодателя; - взносов на софинансирование из бюджета; реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Соответственно, пенсионный капитал может быть увеличен за счет дополнительных взносов в накопительную часть трудовой пенсии. Ст. 5 Закона определяет, что размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии определяется застрахованным лицом самостоятельно. Эти взносы включаются в состав пенсионных накоплений. Те граждане, которые будут вносить дополнительные страховые взносы, получают право на государственную поддержку. Государственная поддержка заключается в том, что на суммы дополнительных страховых взносов, уплаченных застрахованным лицом за календарный год, государство добавляет в течение 10 лет сумму в размере не более 12 тыс. руб. в год. Отсюда можно сделать логический вывод о том, что оптимальным вариантом для застрахованного лица является также уплата 12 тыс. руб. в год. В результате за год пенсионные накопления увеличиваются на 24 тыс. руб. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет. За этот период размер пенсионных накоплений составит 24 тыс. руб. х 10 лет = 240 тыс. руб. За счет этой суммы размер пенсии увеличится на 240 тыс. руб. или на 1052 руб. в месяц. Правда, и работодатель может принять участие в этом процессе. Предположим, его участие составит также 12 тыс. руб. в год или за 10-летний срок 120 тыс. руб. Но даже и в этой ситуации размер пенсии увеличится ан 360 тыс. руб. или на 1580 руб. в месяц. Необходимо отметить, что поступающие дополнительные страховые взносы инвестируются, в т. ч. и взносы работодателя. Однако практика показывает, что доходность от инвестирования пенсионных накоплений Внешторгбанка невелика и составила за 2008 год – 6 процентов, а за 2009 год эта величина была еще более низкой. Если исходить из этой величины доходности (без учета участия работодателя), то сумма, которая окажется на лицевом счете застрахованного лица, составит к концу 10-летнего срока примерно 360 тыс. руб., что даст увеличение пенсии в размере 1,5 тыс. руб. в месяц. Даже с учетом взносов работодателя эта сумма составит 540 тыс. руб. или на 2,37 тыс. руб. в месяц. Конечно, в соответствии со ст. 11 Закона, застрахованное лицо вправе передать свои накопления в негосударственный пенсионный фонд, но и это не дает гарантий значительного увеличения размера ежемесячной пенсии, особенно в условиях кризиса. С величины 12 тыс. руб. ежегодно вносимой в Пенсионный фонд, можно будет вернуть 13 процентов или 1560 руб. в год. Что касается государственного софинансирования, то эти суммы не будут облагаться НДФЛ и страховыми взносами. (ст. 3 Закона № 56-ФЗ, пункты 1 и 3). Еще в 2009 г. возникал вопрос по ситуации, когда работодатель участвует в программе государственного софинансирования своих сотрудников. МФ РФ в письме от 11.12.2009 № 03-04-06-02/90 однозначно ответил на этот вопрос – взносы работодателя не подлежат налогообложению ЕСН. А как рассматривать эту же ситуацию в 2010 г. и последующих периодах. Ответ на этот вопрос дал Закон № 121-ФЗ в ст. 9, п. 1, п. п. 6, который указал, что данные выплаты не подлежат обложению страховыми выплатами, в размере, не превышающим 12 тыс. руб. в год. Законодатель в связи с возможностью стимулирования пенсионных накоплений внес ряд изменений во вторую часть НК РФ Законом № 55-ФЗ от 30.04.2008 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона № 56-ФЗ». Так, ст. 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению» дополнены п. п. 38 и 39, в соответствии с которыми не облагаются НДФЛ как взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, так и взносы работодателя, в сумме не более 12 тыс. руб. в год в расчете на каждого работника. В связи с изменениями, внесенными в ст. 219 «социальные налоговые вычеты» с 2009 г. общий лимит социального вычета повысился до 120 тыс. руб. В эту сумму кроме отчислений в ПФ РФ можно будет получить вычеты на образование самого работника, лечение и негосударственное пенсионное обеспечение. Изменения внесены и в ст. 255 «Расходы на оплату труда» (п. 16). В расходы будут включаться суммы взносов работодателей (в размере не более 12 тыс. руб. в год на каждого работника). Ограничение этим же п. 16 внесено и в сумму совокупных платежей (взносов) работодателя, выплачиваемых в соответствии с Законом № 56-ФЗ, договорам долгосрочного страхования жизни, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения. Сам по себе норматив не изменился и составляет 12 процентов от расходов на оплату труда. Все вышесказанное относится к работникам до достижения ими срока выхода на пенсию. Законодатель предусмотрел в ст. 16 Закона № 56-ФЗ возможности увеличения пенсионных накоплений для лиц, достигших пенсионного возраста. В случае, если данное лицо не обращается за установлением пенсии, то в случае уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, то софинансирование бюджета составит величину, превышающую в 4 раза сумму дополнительных взносов, но не более 48 тыс. руб. в год. Несложно определить, что величина взносов пенсионера составит 1 тыс. руб. в месяц или в год 12 тыс. руб. Обратим внимание на то, что и в этой части государственная поддержка осуществляется в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Видимо это будет касаться лиц, продолжающих работать, хотя законодатель не оговаривает этого условия. Причем указанный в Законе № 56-ФЗ порядок действует только 5 лет (ст. 12): право на вступление в систему имеют только те застрахованные лица, которые вступили в нее в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года. В определенной степени данные изменения носят антиинфляционный характер. С учетом сказанного выше, каждый гражданин России должен самостоятельно принять решение об участии в системе, предложенной Законом № 56-ФЗ. В Законе № 56-ФЗ (п. 4 ст. 4) определено, что работодатель, которому поступило заявление от работника о добровольном вступлении в отношения по пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, должен в срок, не превышающий трех рабочих дней, направить это заявление в территориальное управление Пенсионного фонда по месту своей регистрации в качестве страхователя. В заявлении должны быть указаны: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина; 2) фамилия, имя, отчество гражданина; 3) место жительство гражданина. Форма заявления утверждена Постановлением Правления РФ от 28.07.2008 № 225П. В случае если в организации появятся застрахованные лица, это прибавит объем работ бухгалтерии. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя (в случае принятия такого решения) перечисляются работодателем в том же порядке и сроках, которые установлены в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, формируется реестр застрахованных лиц. Сведения, которые должны содержаться в реестре, определены п. 4 ст. 9 Закона № 56-ФЗ. Минздравсоцразвития своим приказом от 14.12.2009 № 987н утвердил «Инструкцию о порядке ведения индивидуального учета сведений о застрахованных лицах». Реестры застрахованных лиц представляются работодателем в территориальный орган ПФ РФ не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачивались взносы работодателя (в случае их уплаты). Таково требование п. 6 ст. 9 Закона № 56-ФЗ. Закон № 56-ФЗ не содержит ограничений на уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии неработающих граждан. Так можно представить ситуацию, когда муж вносит такие взносы за неработающую жену-домохозяйку. Представляется, однако, что это сугубо теоретический вариант. На первый взгляд автору можно сделать упрек по поводу того, что он не учел инвестиционной составляющей в расчетах увеличения накопительной части. Однако сделано это не случайно. Практика предшествующих лет показывает, что в лучшем случае размер инвестиционных накоплений соответствует уровню инфляции. Что же касается 2010 г., то никакого эффекта от пенсионных накоплений не ожидается, а уровень инфляции ожидается порядка 8 процентов. Для подтверждения этого следует отметить, что Внешэкономбанк заработал за последние 3 года – 5,25 процентов годовых для своих вкладчиков-«молчунов» при значительно большей инфляции. Задача, поставленная в Концепции развития до 2020 г., где размер пенсии должен будет составить 20-25 тыс. руб. в месяц, предложенными изменениями в пенсионную систему не решается. Страховые взносы необходимо перечислять каждый месяц. Последний срок – 15 число следующего месяца. Для каждого фонда (ПФ, ФСС, федеральный и территориальный ФОМС) необходимо будет оформлять платежные поручения. Отчетными периодами будут являться квартал, полугодие, 9 месяцев, год. Ежеквартально необходимо будет сдавать два расчета: один – в пенсионный фонд, другой – в фонд соцстраха. В отчетности для ПФР будут отражаться как пенсионные взносы, так и отчисления в фонд обязательного медицинского страхования. Этот расчет необходимо будет сдавать до конца месяца, следующего за отчетным периодом. Для отчетности в ФСС срок иной: до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Организации, у которых среднесписочная численность работников за 2009 год превысит 100 человек, будут в 2010 году отчитываться через Интернет. А с 2011 года такая обязанность появится у работодателей со средней численностью работников за 2010 год более 50 человек. Что касается порядка уплаты взносов организациями с обособленными подразделениями, то необходимо отметить следующее. В соответствии со ст. 15 (п. 11) Закона № 212-ФЗ обособленные подразделения, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов и по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения. Обособленные подразделения уплачивают взносы исходя из базы, относящейся к этому подразделению, соответственно организация уплачивает взносы в размере разницы между общей суммой взносов по организации и суммой взносов обособленных подразделений. Статья 47 Закона № 212-ФЗ определяет ответственность за неуплату (неполную уплату) страховых взносов. Она составляет 20 процентов неуплаченной суммы. А непредставление расчетов влечет уплату 5 процентов суммы взносов за каждый месяц опоздания, но не более 30 процентов и не менее 100 рублей. Если же срок опоздания превысил 180 дней, то штраф составит 30 процентов и 10 процентов за каждый месяц, но не менее 1 тысячи рублей (ст. 46). Полномочия ПФР и ФСС по проверкам аналогичны тем, которые имели налоговые органы при проверке ЕСН. Выездная проверка может проводиться на чаще чем один раз в три года (п. 10 ст. 35). Максимальное время длительности выездной проверки – два месяца. Проверяющие вправе приостановить проверку на 6 месяцев, а в исключительном случае – еще на три. Что касается выездных проверок в 2010 г., то организации прожили этот год спокойно. Дело в том, что приказом Минздравсоцразвития от 26.05.2010 № 1344-19, выездные проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов, органами контроля за уплатой страховых взносов может быть проведена не ранее 2011 года (за расчетный период 2010 г.). Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев. Обжаловать решения сотрудников фондов по проверкам можно в вышестоящий орган или сразу в суд (по усмотрению страхователя). Сотрудники фондов не смогут блокировать счета страхователей за опоздания с уплатой взносов или связанные со сдачей отчетности, а также не вправе налагать арест на имущество налогоплательщиков. Для проверок предполагается дополнительно нанять от семи до 10 тыс. проверяющих. Они будут наделены фактически теми же самыми полномочиями, что и налоговики, предупредил замминистра финансов Сергей Шаталов. По нашим расчетам это приведет к дополнительным расходам фондов (даже при ежемесячной зарплате в размере 25 тыс. руб.) на сумму 4 млрд. рублей в год и это без учета расходов на обустройство рабочих мест новых работников. В соответствии с НК РФ Минфин РФ является ведомством, уполномоченным давать разъяснения в области налогообложения, в том числе в части ЕСН. С 2010 г. не все вопросы, связанные с уплатой страховых взносов, разъяснения дает Минздравсоцразвития РФ – именно этому ведомству, в соответствии с постановлением Правительства РФ поручено заниматься нормативно-правовым регулированием в этой сфере. Безусловно, интерес вызывает судьба накопленных в Пенсионном фонде средств. Сам Закон № 56 в ст. 16 «Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц» отсылает к порядку, установленному законами «О трудовых пенсиях», «О негосударственных пенсионных фондах», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ». В свою очередь в Законе от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии (ст. 38 п. 3) указано: «Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством РФ». Обратимся к Постановлению. Оно датировано 3 ноября 2007 г. за № 741. В п. 3 находим: «Правопреемники имеют право на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, в случае если смерть застрахованного лица наступили до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений». Вторая часть этой фразы относится к пенсионерам, не обратившимся за пенсией и уплачивающими дополнительные суммы за счет собственных средств с учетом софинансирования их бюджетом. В связи с данной проблемой крайне важной является позиция МФ РФ, которую он высказал в письме от 13.05.2010 № 03-04-06/6-96. Вопрос задавался следующий: По смыслу п. 48 ст. 217 НК РФ, введенного Федеральным законом от 27.09.2009 № 220-ФЗ, не подлежат налогообложению НДФЛ суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица. Однако данные средства в рамках негосударственного пенсионного фонда учитываются не в специальной части, а в рамках индивидуального пенсионного счета. При этом специальная часть индивидуального лицевого счета в негосударственных пенсионных фондах отсутствует. Обязаны ли удерживать НДФЛ с сумм, выплачиваемых правопреемникам умерших застрахованных лиц, негосударственные пенсионные фонды, не имеющие специальной части индивидуальных счетов? Ответ МФ РФ приводится ниже: В соответствии с п. 48 ст. 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица. Понятие «специальная часть индивидуального лицевого счета» определено Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 № 741 утверждены Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета. Таким образом, на основании вышеупомянутых нормативных правовых актов в случае смерти застрахованного лица его пенсионные накопления в системе обязательного пенсионного страхования, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачивает правопреемникам умершего исключительно Пенсионный фонд Российской Федерации. Следовательно, норма п. 48 ст. 217 Кодекса не распространяется на средства пенсионных накоплений, выплачиваемые правопреемникам умершего лица, застрахованного в негосударственном пенсионном фонде. Представляется, что позиция МФ РФ носит формальный характер и, скорее всего, будет оспариваться в судебных процессах. Анализ этих изменений привел автора к следующим выводам. Данные изменения не рассчитаны на действующих пенсионеров. Они, как и прежде, могут рассчитывать только на увеличение пенсий, принимаемых в разовом порядке. Те выплаты, которые увеличиваются в связи с применением указанных выше изменений, не решают проблему кардинального увеличения размера пенсий к 2020 году. Увеличение таких выплат составляет от 1 до 3 тыс. руб. в месяц. Предполагаемая же величина пенсий в 2020 г. должна составить порядка 20 тыс. руб. в месяц. Подводя некоторые итоги, следует отметить следующее: увеличение с 2011 года налоговой нагрузки заставит работодателей искать способы компенсировать возросшее налогообложение, особенно, что касается организаций, работающих на спецрежимах. Возможно, это повлияет на снижение зарплат, а в худшем варианте к возрождению серых схем выплаты зарплаты. Не случайно заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил: «Собираемость взносов будет намного хуже». (Для редактора – Учет, налоги, право № 34-2009 стр. 3). Несмотря на многочисленные обещания компенсировать налоговую нагрузку за счет уменьшения других налогов, реально это не произошло. С проблемой повышения размера пенсий тесно связан порядок, установленный так называемой «валоризацией». Рассмотрим, что это такое. Термин «валоризация» имеет французское происхождение и означает по первоначальному смыслу повешение цены в результате государственных мероприятий. В российском законодательстве он появился в связи с выходом закона № 213-ФЗ от 24.07.2009 г., в соответствии, с которым гл. VI Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» была дополнена ст. ст. 30.1 – 30.3. Краткая суть валоризации заключается в денежной переоценке пенсионных прав всех граждан, имеющих трудовой стаж до 2002 г. Денежная переоценка произойдет, что очень важно, не к сумме пенсии, а по отношению к т. н. пенсионному капиталу. Пенсионной капитал – это расчетная величина по состоянию на 1 января 2002 г., с учетом которой после пенсионной реформы 2002 г. для пенсионеров старшего поколения определяется страховая часть трудовой пенсии. Расчет пенсионного капитала был проведен в беззаявительном порядке на основании документов, имеющихся в распоряжении органов Пенсионного фонда РФ. Денежная переоценка пенсионных прав произойдет по состоянию на 1 января 2010 г. Тем не менее, дополнительные документы можно представить в срок до 31 декабря 2010 г. В этом случае перерасчет размера пенсии будет произведен по состоянию на 1 января 2010 г. с возвратом причитающейся части пенсии. Переоценка пенсионных прав в результате валоризации распространяется не только на нынешних пенсионеров, но и на всех граждан, имеющих стаж до 2002 г. и которые будут уходить на пенсию в период, начиная с 2010 г. Все граждане, имеющие трудовой стаж до 2002 года, автоматически получат 10 процентов прибавки к пенсионному капиталу, независимо от даты выхода на пенсию. Еще раз обращаем внимание: эта прибавка будет исчисляться не к размеру пенсии, а к расчетному пенсионному капиталу. Лица, имеющие трудовой стаж до 1991 года, получат дополнительно по 1 проценту за каждый полный год трудового стажа, выработанного до 1991 года. Для определения процента пенсионного капитала за периоды до 1 января 1991 года учитывается трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый при расчете пенсионных прав. При этом никаких ограничений в данном случае не устанавливается. В расчет будет принят весь стаж, в т. ч. сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин). На увеличенную в процессе валоризации страховую часть пенсии будут распространяться все индексации пенсии, которые обычно производятся в течение года. Рассмотрим на примерах прибавки к пенсии, которые с 2010 г. образуются в результате валоризации. Рассмотрим, например, размер валоризации мужчины, 1940 г. рождения, который проработал до 1991 г. 30 лет, вышел на пенсию по старости в 2000 г. и с тех пор не работал. С 1 января 2010 г. его расчетный пенсионный капитал увеличится на 10 процентов (за трудовой стаж до 2002 года) и на 30 процентов за годы трудового стажа до 1991 года. Общее увеличение первоначального пенсионного капитала составит 40 процентов. С учетом этого увеличения будет пересчитана трудовая пенсия по старости. Женщина 1930 г. рождения вышла на пенсию в 1986 г. Общий трудовой стаж на дату назначения составил 35 лет. С 1 января 2010 года ее расчетный пенсионный капитал увеличится на 10 процентов плюс 35 процентов за годы трудового стажа в советский период. Общее увеличение первоначального пенсионного капитала составит 45 процентов, с учетом которого будет пересчитана страховая часть трудовой пенсии по старости. Примерный размер пенсии благодаря валоризации для пенсионеров в возрасте 60-70 лет увеличился на 1400 – 1600 руб., а для пенсионеров 70-80 лет примерно на 1500 – 1700 руб. Безусловно, эти цифры ориентировочные и зависят от конкретных данных пенсионера. Проблема еще заключается и в том, что в ряде регионов, в т. ч. в Москве, пенсионерам выплачиваются надбавки к пенсиям. Каждый регион должен решить: будет ли выплачиваться добавка к пенсии независимо от региональных надбавок. С одной стороны государством взят курс на социальную помощь пенсионерам, с другой – ряд регионов в 2011 году будут испытывать значительные финансовые трудности. Но, по нашему мнению, вряд ли регионы захотят улучшить свое финансовое состояние за счет пенсионеров. В результате валоризации произойдет дальнейший рост уровня пенсионного обеспечения. По мнению Председателя Правления ПФ РФ А. Дроздова, ожидается, что в 2010-2012 годах средний размер трудовой пенсии по старости превысит 1,6 прожиточного минимума пенсионера, а к 2020 году ставится цель – довести средний уровень трудовых пенсий до 2,5 размера прожиточного минимума пенсионера (из приветствия участникам второй выставки «Пенсионное обеспечение и страхование в России»). Правда, есть и другой целевой ориентир для тех, кто работает в настоящее время – это достижение европейских стандартов пенсионного обеспечения. Если гражданин европейской страны после 30 лет уплаты страховых взносов (в т. ч. и за счет собственных средств), то он может рассчитывать на пенсию не ниже 60 процентов от суммы заработка, с которой уплачивались взносы. Возможно, в рамках программы софинансирования, с учетом ее государственной поддержки, и у россиян появится возможность получать такой уровень пенсионного обеспечения. В процессе порядка учета и уплаты страховых взносов в 2010 г. возникали некоторые сложности, которые разъяснялись соответствующими ведомствами. Так сложным моментом являлся вопрос о проверках правильности исчисления и уплаты пенсионных взносов до 2010 года. Дело в том, что согласно письму МФ РФ от 14.07.2008 № 12-07-07/2733 налоговым органам не предоставлены полиомогия по принятию решений о привлечении страхователей в ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в РФ. Указанная позиция основана на Определении ВАС РФ от 04.03.2008 №2206/08. Окончательную точку в решении этой проблемы поставило совместное письмо ПФР и ФНС России от 31.08.2010 №№ АД-30-24/9291 и ММВ-22-2/422. Определенные сложности возникали у организаций с точки зрения начисления страховых взносов на выплаты к праздникам и юбилейным датам, на выплаты процентов работнику-заимодавцу. Ответ на эти сложные вопросы дало письмо Минздравсоцразвития от 12.08.2010 № 2622-19. Ответ заключался в следующем: Частью 3 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ определено, что не относится к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые, в частности, в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Согласно п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ (далее – Гражданский кодекс) по договору дарения, одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Договор дарения в соответствии с гражданским законодательством относится к договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (ст. 574 Гражданского кодекса). Порядок заключения договоров дарения определен ст. 574 гл. 32 «Дарение» Гражданского кодекса. Таким образом, в случае передачи подарка работнику по договору дарения, у организации объекта обложения страховыми взносами на основании ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ не возникает. Согласно ст. 807 Гражданского кодекса по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Таким образом, получаемые работником проценты по договору займа с работодателем не признаются объектом обложения страховыми взносами. Возникал у организаций и вопрос о том, в состав каких расходов следует относить страховые взносы во внебюджетные фонды (включая страховые взносы, начисленные на сумму отпускных, приходящихся на будущий период). Ответ был дан в письме МФ РФ от 27.08.2010 № 03-03-06/4/80. Ответ был таков: С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее – страховые взносы). Данные страховые взносы следует учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании п.п. 1 п.1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений ст. 318 НК РФ. Для целей гл. 25 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода подразделяются на: 1) прямые; 2) косвенные. Пункт 1 ст. 318 НК РФ содержит примерный перечень расходов, которые могут быть отнесены к прямым. Пунктом 1 ст. 318 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). К косвенным же расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. Таким образом, налогоплательщик вправе самостоятельно определить перечень прямых расходов, закрепив его в учетной политике. Глава 25 НК РФ не содержит положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов на производство и реализацию, в том числе расходов в виде страховых взносов, к прямым или косвенным расходам. Что касается вопроса отнесения в состав прямых расходов страховых взносов, начисленных на отпускные, то необходимо учитывать следующее. В соответствии с п. 2 ст. 318 НК РФ прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. В том случае, если налогоплательщик может распределить отпускные и начисленные на них страховые взносы и отнести их на стоимость конкретной продукции, считаем, что они вправе страховые взносы, начисленные на отпускные, признать в своей учетной политике прямым расходом.

список актуальных статей

   Москва, ул. Новая Басманная, д. 19, стр. 2, этаж 3. MAR-LACONICA@RAMBLER.RU
8 (499) 261-12-18, 8(499) 267-73-14, 8 (903) 968-75-25
Создание сайта Создание сайта Neox Systems