АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ


27.02.05
Разработан сайт нашей компании

архив новостей

Страховые взносы и временное пребывание иностранцев в РФ

С 2010 г. прекратил свое действие единый социальный налог и начали взиматься страховые взносы. И до 2010 г. многие российские компании принимали на работу граждан СНГ, что позволяло им весьма существенно экономить на зарплате сотрудников. Эта зарплата, как правило, существенно ниже, чем у российских граждан. С 2010 г. ситуация с иностранцами вызывает большой интерес и по другой причине. В соответствии со ст. 9, п. 15 закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 полностью освобождается от уплаты страховых взносов «…суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ…»

По нашему мнению это справедливо, поскольку иностранец, временно пребывающий на территории РФ, не может получить пенсии, бесплатных медицинских услуг и услуг за счет системы социального страхования. До 2010 г. позиция Минфина заключалась в следующем: согласно п.1 ст.7 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», застрахованными лицами, помимо граждан РФ, являются иностранные граждане постоянно или временно проживающие на территории РФ, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера. Таким образом, под эту категорию не подпадали иностранцы, временно пребывающие на территории РФ. Однако это касалось только пенсионного страхования. Что же касается медицинского страхования и социального страхования, то эти взносы необходимо было платить за временно пребывающих на территории РФ иностранцев.

Такая позиция, в частности, была озвучена в письме МФ РФ от 15.02.2008 г. № 03-04-06-02/14. Временно пребывающие на территории РФ иностранцы – это особая категория. Это лица, въехавшие на территорию РФ на основании визы или в безвизовом порядке и имеющие на руках миграционную карту. Правовой статус временно пребывающего на территории РФ иностранца определяют следующие документы: - документ, удостоверяющий личность; - миграционная карта; - виза (если иностранец въехал на территорию РФ в визовом режиме).

Миграционная карта содержит сведения о въезжающем в РФ иностранце. Безвизовый въезд разрешен гражданам Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, т.е. всех стран СНГ, кроме Грузии и Туркмении. Львиную долю работников, которые принимаются на работу, составляют граждане указанных выше стран. Разрешение на работу гражданин получает в миграционной службе. Порядок получения разрешения на работу прописан в правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681.

Срок временного пребывания в РФ иностранца, прибывшего на территорию РФ в безвизовом режиме, не может превышать 90 суток. По истечении этого срока он обязан выехать из РФ. Срок временного пребывания в РФ иностранца, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (услуг), продлевается на срок действия договора, но не более чем на один год, исчисляемого со дня въезда иностранца в РФ. Что касается российских работодателей, то необходимо отметить следующее. Они могут принять на работу иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом режиме, без получения разрешения на привлечение и использования иностранцев (п. 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ). Необходимо лишь уведомить об использовании труда иностранцев органы ФМС РФ и службы занятости в соответствующем субъекте РФ. Такие уведомления направляются в срок не позднее трех рабочих дней с момента заключения трудового договора с иностранцем.

Разрешение на работу выдается самому работнику на основании его заявления в органы ФМС. При нарушении определенных правил использования труда иностранцев, российской организации грозят весьма существенные штрафы. Так, к примеру, при приеме на работу иностранца при отсутствии у него разрешения на работу, влечет за собой штраф на организацию в размере от 205 тыс. руб. до 800 тыс. руб., либо административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток (ст. 18.15 КОАП РФ). Пример. Гражданин Таджикистана въехал на территорию РФ 1 мая 2010г. На границе он получил бланк миграционной карты и заполнил его.

Пограничная служба в этом документе поставила отметку о дате пересечения границы. Поскольку граждане Таджикистана относятся к безвизовым иностранцам, то максимальный срок их пребывания на территории РФ составляет 90 суток. Если до истечения срока действия визы он не найдет работодателя, то не позднее 29 июля 2010г. он должен будет покинуть территорию России. Предположим, данному гражданину удалось найти работодателя, и он заключил трудовой договор с российской организацией. Безотносительно того, на какой срок будет заключен договор, срок пребывания гражданина Таджикистана заканчивается 30 апреля 2011 года. Временно пребывающий в РФ иностранец не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Как быть, если возникает необходимость направления иностранца за границу?

Дело в том, что направлять в командировки по России можно лишь тех иностранцев, которые имеют определенную профессию или занимающих определенную должность. Перечень таких профессий и должностей приведен в списке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития от 17.09.2007 № 607. Подводя итоги, следует отметить следующее. Безусловно, легальная возможность освободиться от уплаты страховых взносов в 2010 г., а особенно в 2011 и последующих годах, привлечет внимание многих организаций в России.

Нетрудно предугадать, что ряд организаций организуют работу иностранцев вахтовым методом: отработал год, вернулся на родину, следом приезжает другая группа временно пребывающих в РФ. Эта система хороша еще и тем, что позволяет свести и НДФЛ к 13 процентам, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 207 НК налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Очевидно, что законодатели чисто формально подошли к этой ситуации. Если такая возможность будет широко использоваться, то это приведет к еще большим проблемам Пенсионного фонда России.

Представляется, что необходимо внести коррективы в законодательство. Так, в частности, можно предложить, без регистрации в ПФ временно пребывающих в РФ иностранцев, обязать организации, использующих их труд, уплачивать в ПФ РФ определенный процент от их доходов. Это будет справедливо с социальной точки зрения и в какой-то степени, пусть даже минимальной, уменьшить проблемы пенсионного обеспечения жителей России.

Аттестованный налоговый консультант,
кандидат экономических наук
Донин Ю.Л.

список актуальных статей

   Москва, ул. Новая Басманная, д. 19, стр. 2, этаж 3, оф.5 LACONICA-ANT@MAIL.RU
8 (499) 261-12-18, 8(499) 267-73-14, 8 (903) 968-75-25
Создание сайта Создание сайта Neox Systems