АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ


27.02.05
Разработан сайт нашей компании

архив новостей

Единый социальный налог в 2005

В 2002 г. началась радикальная реформа пенсионного обеспечения жителей России. Она основана на законодательстве и включает в себя федеральные  законы:  О трудовых пенсиях в РФ ( 173-ФЗ от 17.12.01), Об обязательном пенсионном страховании в РФ ( 167-ФЗ от 15.12.01), Об основах обязательного социального страхования (.), а также на внесенных изменениях в гл.  24 второй части  НК   РФ Единый социальный налог (Закон  198-ФЗ от 31.12.01). В п. 2 ст. 5 указывается: Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой части;

3) накопительной части.

Порядок финансирования этих частей, а также порядок учета средств на индивидуальном лицевом счете определяются ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в РФ В этом же законе указано (п. 3 ст. 6): Установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Размер базовой части трудовой пенсии установлен в п. 1 ст. 14 ФЗ 173 в размере  450 руб. в месяц. Сумма базовой части и страховой части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 руб. в месяц.

Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости (ст. 9 ФЗ 167) Пункт 3 этой статьи определяет источники финансирования частей трудовой пенсии: Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Ст. 10 увязывает уплату страховых взносов и гл. 24 Единый социальный налог второй части  НК РФ.

1. Суммы   страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

2. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл.24 Единый социальный налог (взнос) Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 закона 167-ФЗ для лиц 1967 г. и моложе применяются определенные ставки; так до 100 т.р. финансирование страховой и накопительной частей осуществляется в размере соответственно 8% и 6%. Статья же 33 закона ввела переходные положения, где размеры на 2002-2005 г.г. составляют также в сумме 14%,  но  их  соотношение  по   годам  иное: 2002 и 2003 г.г. 11% и 3%, 2004 г. 10% и 4%, 2005 г. 9% и 5%, а далее в соответствии со ст. 22. Аналогичная ситуация и со страховыми взносами при начислении страховых взносов при базе, превышающей 100 тыс. руб.

Определение ставок, уплачиваемых в федеральный бюджет и бюджет ПФ РФ определяется п. 3 ст. 9 закона 167-ФЗ, где говорится: Финансирование выплат базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной части трудовой пенсии за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

На первый взгляд создается впечатление, что рассмотренная выше пенсионная система создает определенные предпосылки для пенсионного обеспечения граждан среднего и младшего возрастов. Однако для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения это весьма сомнительно. Рассмотрим на примере, какую часть при выходе на пенсию получит женщина 40 лет, т.е. 1964 года рождения за счет накопительной части трудовой пенсии. Условно примем, что её доходы, облагаемые ЕСН, составляют 10 тыс. руб. в месяц. Соответственно отчисления на финансирование накопительной части трудовой пенсии составят 200 руб. в месяц (10 тыс. руб. х 2%). До выхода на пенсию в возрасте 55 лет в накопительной части окажется:

200 руб. х 12 месяцев х 15 лет  = 36 тыс. руб.

Средний срок жизни женщины в России 74 года. Определим, какую часть пенсии за счет накопительной части в течение 19 лет будет составлять ежемесячная сумма. Она составит:

36 тыс. руб. : 19 лет : 12 месяцев ~ 160 руб.

В своем примере мы исходим из того, что рост доходов и инфляция будут расти одинаковыми темпами. Даже, если предположить, что инвестиционный доход составит 10 процентов в год, что маловероятно, то и при этом условии (с учетом сложных процентов) за счёт накопительной части можно будет получить сумму порядка 200 руб. в месяц. Очевидно, что эта величина никоим образом не позволит решить проблему получения достойной пенсии даже с учетом базовой и страховой её частей. Поэтому совершенно непонятно, зачем вводилась накопительная часть для указанной выше категорий мужчин и женщин.

Учитывая этот момент, а также ряд других обстоятельств, Правительство РФ вышло с проектом  внесения существенных изменений в действующую систему пенсионного обеспечения. Эти изменения касаются следующих моментов. В накопительную часть работодатели будут делать отчисления только для лиц 1967 года рождения и моложе. У мужчин и женщин 1966 года рождения и старше в накопительную часть отчисления, начиная с 2005 года, делаться не будут. Что касается тех средств, которые уже попали на их накопительные счета, то, вероятно, они будут переданы в страховую часть. Для этой части работников остаётся, таким образом, прежний режим расчёта пенсии: базовая плюс страховая части пенсии.

Что касается лиц 1967 г. рождения и моложе, для них предусмотрены следующие изменения. В 2005-2007 г.г. сохраняется размер отчислений в накопительную часть в размере 4 процентов от базы для начисления взносов.

Начиная с 2008 года, в страховую часть работодатели  будут перечислять 8 процентов, а в накопительную 6 процентов. При этом общий размер отчислений в Пенсионный фонд в размере 14% не меняется. Кроме того, в добровольном порядке работники за счёт собственных средств могут перечислять в накопительную часть 4 процента от своих доходов. Для тех, кто будет перечислять собственные средства, предполагается ввести два пряника: во-первых, передаваемые средства не будут облагаться налогом на доходы физических лиц, а во-вторых, бюджет будет дополнительно вкладывать в накопительную часть еще 2 процента (но не менее 2 тыс. руб. в год).

Рассмотрим на примере данную ситуацию с женщиной 35 лет, т.е. 1970 г. рождения. Для упрощения примем, что размер отчислений в накопительную часть составит 6 процентов и расчёт начнём с 2005 г. (без учёта сумм, уплаченных в 2002-2004 г.г). Её облагаемые доходы в месяц составляют 10 тыс. руб. Тогда за двадцатилетний период работы в накопительной части (с условием, что она доплачивает 4 процента за счёт собственных доходов) окажется: - 6 процентов за счет работодателя или

600 руб. в месяц х 20 лет х 12 месяцев; сумма в размере 144 тыс. руб.

Та же сумма в размере 6 процентов за счет собственных средств и доплаты из бюджета также составит 144 тыс. руб. В целом в накопительной части окажется 288 тыс. руб.

Исходя из среднего срока жизни женщины, в России 74 года, срок дожития составит 19 лет. Пенсия за счет накопительной части составит:

288 тыс. руб. : 19 лет : 12 месяцев = 1260 руб.

При этом будем исходить из условий, что и доходы и размер отчислений будут расти одинаковыми темпами. Кроме того, определенные суммы будут получены за счёт инвестиционных доходо, хотя бы в размере 10 процентов. С учётом этих обстоятельств за счёт накопительной части пенсия может составить 1400 руб. Примем, что такая же часть пенсии будет получена за счёт страховой части (на это будет влиять ещё и общий стаж работы). Кроме того, будем предполагать, что базовая часть пенсии к 2025 г. (момент выхода на пенсию) составит 1 тыс. руб. Тогда общий размер пенсии в месяц составит:

1400 руб. + 1400 руб. + 1000 руб. = 3800 руб.

Реальный доход в месяц (за минусом налога на доходы (при условии сохранения ставки 13 процентов и без учёта стандартных вычетов) равняется 8700 руб. Тогда размер пенсии к среднемесячному доходу составит (3800 руб. : 8700 руб.) примерно 44 процента. Если в странах с развитой рыночной экономикой размер пенсии составляет примерно 70 процентов от их дохода, то в данной системе ставится задача, по словам Министра Финансов Алексея Кудрина,  добиться пенсий в размере 40-50, а в более отдаленной перспективе 60 процентов доходов.

Одной из причин ухода в серые или черные схемы выплат заработной платы является достаточно высокий уровень налоговой нагрузки на доходы. С учётом ставки ЕСН (35,6 процента), налога на доходы физических лиц (13 процентов), страхования от несчастных случаев, эта нагрузка достигает 50 процентов. Достаточно долго ведутся дебаты по поводу резкого снижения величины ЕСН. Какова же оптимальная величина ЕСН? Здесь необходимо привести слова Алексея Кудрина: Я считаю, что существенного увеличения легализации бизнеса, даже если бы мы снизили ЕСН до 20 процентов, быстро бы не произошло. Основная легализация уже  прошла. Для многих малых предприятий или тех, кто работает по серым схемам, показалось бы недостаточно и такого снижения. Поэтому правительство в своём проекте остановилось на цифре 26 процентов, в т. ч. в Фонд социального страхования 3,2 процента (действующая в настоящее время ставка 4 процента), в Фонд обязательного медицинского страхования 2,8 процента (3,6), в Федеральный бюджет 6 процентов (14), и без изменений остается ставка отчислений в Пенсионный фонд 14 процентов.

Известно, что отчисления в Федеральный бюджет в составе ЕСН позволяют осуществлять обеспечение граждан страны, находящихся в настоящее время на пенсии. Приведет ли это к ухудшению жизни пенсионеров? Ведь достаточно резкое снижение уровня отчислений в Федеральный бюджет с 14 до 6 процентов грозит по крайне мере торможением уровня повышения размера пенсий, а возможно и замораживанием их размера, несмотря на достаточно высокий уровень инфляции. Для того, чтобы не допустить этого, правительство предполагает использовать накопившийся профицит бюджета. Предполагается, что в 2005 г. федеральный бюджет будет дотировать Пенсионный фонд в размере 167 млрд. руб. В ближайшие годы такая  дотация может вырасти до 360 млрд. руб. В результате снижения ЕСН предприятия и организации получат порядка 280 млрд. руб., которые могут быть инвестированы в экономику.

Еще одно предложение Правительства это повышение уровня возможности доступа к использованию регрессивной шкалы налогообложения. Известно, что в настоящее время достаточно много предприятий, особенно в легкой, пищевой и ряде других отраслей народного хозяйства не имеют возможностей доступа к использованию регрессивной шкалы налогообложения.   

Предлагаемая и действующая градации таковы:

 

Действующая градация 

  Предлагаемая градация с 2005 года

До 100 тыс. руб. 35,6 %;

 

От 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. 20%;

  До 300 тыс. руб. 26%;

От 300 тыс. руб. до 600 тыс. руб. 10%;

  От 300 тыс. руб. до 600 тыс. руб. 10%;

Свыше 600 тыс. руб. 2%.

  Свыше 600 тыс. руб. 2%.

 

Предлагаемая градация проще она состоит из трех позиций вместо четырех в действующей системе. Что касается доходов от 300 до 600 тыс. руб. и свыше 600 тыс. руб., то в этих позициях ничего не меняется, изменения происходят только при уровне доходов до 300 тыс. руб. Сравнительный анализ действующей и предлагаемой градаций позволяет сделать следующий вывод: до уровня доходов в 260 тыс. руб. предприятие получает выгоду от применения новой шкалы. Так, если доходы составляют 100 тыс. руб., то в действующей системе отчисления составят 35,6 тыс. руб., в предлагаемой 26 тыс. руб. или эффект составит 9,6 тыс. руб., при 200 тыс. руб. дохода эффект составит 3600 руб. (35,6 тыс. руб. + 20 тыс. руб. 52 тыс. руб.). Если же доходы превышают 260 тыс. руб., то предприятие получает убыток от применения новой шкалы. Так, при 300 тыс. руб. дохода в действующей системе необходимо уплатить 35,6 тыс. руб. + 40 тыс. руб. или 75,6 тыс. руб. В предлагаемой градации уплата составит 300 тыс. руб. х 26% = 78 тыс. руб.  Убыток составил от применения новой шкалы 2,4 тыс. руб. Таким образом, предлагаемая градация ориентирована на категорию работников, получающих ежемесячные доходы в размере 10-20 тыс. руб.

Таковы основные изменения в действующую систему ЕСН. Однако эти изменения носят характер проекта. Поэтому необходимо в 2004 г. следить за теми изменениями, которые произойдут в ходе принятия Государственной Думой данного законопроекта. Окончательное утверждение законопроекта ожидается до окончания летней сессии Думы.

Налоговый консультант, кандидат экономических наук                      Донин Ю.Л.

список актуальных статей

   Москва, ул. Новая Басманная, д. 19, стр. 2, этаж 3. LACONICA-ANT@MAIL.RU
8 (499) 261-12-18, 8(499) 267-73-14, 8 (903) 968-75-25
Создание сайта Создание сайта Neox Systems